Премия Рунета-2020
Иркутск
+27°
Boom metrics
Происшествия
Эксклюзив kp.rukp.ru
21 июня 2022 10:04

Четыре уловки мошенников, на которые ведутся даже умные люди, на примере разобрал полицейский из Иркутска

«Комсомолка» вместе с МВД и психологом разобрали реальные диалоги аферистов с пострадавшими
Полицейский прослушал разговор с мошенником и дал советы, как не попасться на уловки аферистов.

Полицейский прослушал разговор с мошенником и дал советы, как не попасться на уловки аферистов.

Фото: Андрей СИНЬКОВ

«Заработкам» телефонных аферистов позавидуют топ-менеджеры солидных компаний. Вдумайтесь, в сутки они умудряются разбогатеть на 2-7 миллиона (!) рублей. Из последних сводок: мошенники под видом менеджера салона сотовой связи оформили на обычную медсестру кредит в 1,9 миллиона рублей, деятель из Удмуртии, представляясь «бедным родственником», вытянул у 38 сибиряков около 200 тысяч рублей.

«Комсомолка» вместе с сотрудником уголовного розыска ГУ МВД России по Иркутской области и психологом решила по полочкам разобрать реальные истории и диалоги преступников с «инвесторами». И понять, какие именно фразы затуманивают жертве голову настолько, что она готова отдать не только собственные сбережения, но и быстро влезть в кредит. Для примера мы взяли ТОП-4 самых популярных схем развода: звонки лжесотрудников банка, липового менеджера салона сотовой связи, фальшивых родственников и полковников МВД, ненастоящих.

Вариант 1 - «ЗДРАВСТВУЙТЕ, МЫ ИЗ БАНКА»

Звучит запись автоответчика:

- Уважаемый клиент, ваша заявка на смену финансового мобильного номера телефона, одобрена.

Далее подключается «оператор»:

- Я из клиентской поддержки банка. Заявку на смену финансового номера подавали? Пароль передавали кому-то? Нет? Третьи лица, скорее всего уже вошли в ваш личный кабинет и завладели финансовым номером. Тем, на который поступают накопления от банка. Мне нужно понять, откуда утечка. Назовите имя, фамилию.

В этой ситуации, иркутянин не поверил и не сказал аферисту ни слова. Смутило, что мошенник запутался в показаниях. Начал выворачиваться в итоге давать противоречивую информацию.

Комментарий полиции

Крючки - автоответчик и специальная лексика

В данном диалоге есть три важных крючка, на которые цепляли жертву:

1. Включенный автоответчик. Аудиозапись «клиенту» включили специально – удостоверить жертву – звонок реальный! Но автоответчик – не доказательство. Не ведитесь! Запись легко сфабриковать, что и было сделано в данном случае.

2. Незнакомые термины. Здесь применен «идентификационный финансовый номер». Человек, слыша такое, начинает неосознанно верить собеседнику. Раз он употребляет специальную лексику – значит, действительно имеет отношение к финансовой сфере. Однако, прежде чем, начать выполнять требования, проверьте терминологию. Такого понятия, как идентификационный финансовый номер, вообще не существует.

3. Имя и фамилия. Они названы верно, из чего жертва делает вывод, что звонят действительно специалисты банка. Но! Не забывайте об утечке баз данных. Они случаются сплошь и рядом - при покупке сим-карт и даже походах к врачу, когда подписываете документы на обработку персональных данных. Никогда не называйте имя, фамилию отчество, даже если собеседник настаивает, не распространяйте никаких личных данных.

Вариант 2 - «Я ПОЛКОВНИК МВД»

Еще одна фишка преступников - запугивание жертв большими погонами. Аферисты могут представиться высокопоставленными сотрудниками МВД, СК, прокуратуры и других ведомств.

«Я полковник МВД, мы проводим операцию по поимке мошенников», - это диалог афериста с жительницей Забайкалья.

- Если помешаете, уголовное дело заведут и против вас. Передаем ваши данные менеджеру банка, следуйте его инструкциям…»

Комментарий полиции

Опросить могут только, вызвав повесткой

- В данном случае главный козырь – чин. Однако запомните: никогда сотрудник полиции не будет опрашивать по телефону, вызвать должен только повесткой. Если поступил подобный звонок, самое верное – набрать номер дежурной части, указанной на официальном сайте, удостовериться.

.

.

Фото: Андрей СИНЬКОВ

Вариант 3 - « Я ВАША ТЕТЯ»

У девушки раздается звонок, на том конце провода мужской голос.

«- Привет. Узнала меня? Как дела?

- А с кем я говорю?

- Даю подсказку. С кем из двоюродных братьев не виделась давно?

- Виталя, ты что-ли? (после долгих раздумий). Узнала! Сколько лет, сколько зим.

- Я машину купил, хотел заехать, увидеться. Только у меня проблема. Я на заправке в 40 км от города. Масло не могу заправить. Карта моего банка не подходит. Выручишь? Отправь 2200 руб. Через час отдам.

- Ну, давай, на какой номер отправить?»

Комментарий полиции

Не играйте в угадайку

- Старо, как мир, но действенно. Здесь мошенник сыграл на родственных чувствах. Однако обратите внимание как.

1. Представился двоюродным братом, а они есть почти у всех.

2. Рассказал о том, что желает встречи, и о проблеме, которая ей препятствует.

3. Попросил небольшую сумму в займы.

Чтобы не попасться также, ни в коем случае:

- Не гадайте, кто из близких вам звонит.

- Не называйте имен, даже если голос вам знаком.

- Настаивайте, чтобы собеседник сам назвался.

- Перезвоните близкому и удостоверьтесь в том, что ему нужна помощь.

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

Жертву вводят в состояние бесправия

- Человек всегда боится, что может лишиться денег. Если конечно накопления не лежат под подушкой. Мошенник при звонке вводит жертву в состояние бесправия. Клиент становится неспособным противостоять, верит на слово, фактически находится под гипнозом. И поэтому строго выполняет ритуал, который ему диктует преступник для «спасения» ресурсов. Самоконтроль выключается, когда аферист давит на эмоцию страха. Обвинять человека в том, что он принял что-то за чистую монету, нельзя. В момент манипуляций он находился в эмоционально-гипнотическом состоянии. Почему также работают схемы про полковников МВД и истории про родственников? Говоря про силовиков, играет фактор внутренней веры ролям, которые отвечают за порядок, честность и справедливость. Услышав стража порядка, человек перестает понимать, что это может быть обман или игра. Не забывайте об этом. А история про близких попавших в беду, это классическая история про своих-чужих. Если звонивший представился родственником, одноклассником, соседом, осознанность у человека выключается из-за коллективного ощущения безопасности. Он сразу принимает звонившего за своего. Выключение происходит из-за того, что человек объединяется в доверии и думает уже не головой. Включается инстинкт совместной стаи, совместного выживания.

Вариант 4 – «Я оператор компании сотовой связи, срок действия вашего номера телефона истекает»

Относительно новая схема, но крайне действенная. Итак, диалог:

«Срок действия по вашему номеру, оканчивающегося на цифры 1383, заканчивается завтрашним днем», - огорошивает «абонента» подставной оператор компании сотовой связи.

«То есть, если увеличить срок, это будет совершенно бесплатно. По регламенту - до десяти лет. Если пролонгировать не собираемся, тогда завтрашним днем сим-карта будет автоматически заблокирована нашей программой. Для продления отправил смс… Назовите из него код подтверждения…»

Комментарий полиции

Никогда не называйте коды из СМС

- Схема ловкая. Подвоха человек не ожидает, даже не соотносит, что это могут быть мошенники. Он «решает» простой бытовой вопрос, а в это время его нагло обманывают. Здесь несколько важных маркеров, указывающих на аферу:

1. Снова названные имя и фамилия.

2. Названные четыре последних цифры номера телефона

3. Давление на срочность решения вопроса. Люди боятся остаться без связи.

В данном случае мужчина не поверил и бросил трубку. А если бы все-таки назвал код из СМС, то, завладев этими данными, лжеоператор получил бы доступ к личному кабинету абонента на сайте оператора связи, что в конечном итоге позволяет похитить деньги со счетов, закрепленных за номером телефона. Главный совет в данном случае - кем бы вам не представились, не называйте коды подтверждения из СМС, пароли, данные о себе и банковских картах. К любым звонкам незнакомцев относитесь с осторожностью.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иркутский психолог рассказала, почему сибиряки верят мошенникам и отправляют им миллионы рублей (Подробности)

«Поедем в Дубай, но сначала заложи свою квартиру»: исповедь пенсионерки, которую во флиртограме обманул «американский врач» (Подробности)

«А ты не летчик…»: исповедь сибирячки, которую обманул на 700 тысяч рублей в соцсетях лжепилот из Майами (Подробности)

«Всю жизнь искал только тебя»: как «голливудские актеры» и «миллионеры» разводят одиноких женщин в интернете (Подробности)